Весенний споттинг в Домодедово 2018
Airbus A350-900 (9V-SMF). Singapore Airlines

17 мая в московском аэропорту Домодедово прошёл весенний споттинг для любителей авиации. Самолёты 20 авиакомпаний попали в кадр. От небольших региональных машин до новейших широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров. Рассказ об аэропорте и авиакомпаниях, а также красивые снимки самолётов - в фоторепортаже.


Смотрите также: 2018 год в фотографиях | Авиация | Зимний споттинг в Домодедово 2016 | Споттинг во Внуково 2017 | Первый рейс Uzbekistan Airways во Внуково | Hainan Airlines и Шереметьево - 10 лет вместе | Авиация России на форуме «Армия 2018»

Датой рождения аэропорта Домодедово считается 1962 год, хотя решение о строительстве второго московского аэропорта приняли за восемь лет до этого. Ещё несколько лет Домодедово входил в эксплуатацию: 1963 - начало грузовых и почтовых рейсов, 1964 - первый пассажирский рейс и открытие первого терминала, 1966 - запуск регулярных пассажирских рейсов. Аэропорт создавался для полётов в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию. Например, именно из Домодедово регулярные рейсы в Алма-Ату выполнял сверхзвуковой лайер Ту-144. И в наши дни Домодедово - основные ворота столицы для среднеазиатских рейсов (Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан). Сразу после распада СССР, в 1992 году, Домодедово стал международным аэропортом. А уже через несколько лет первым из аэропортов Московского авиационного узла (МАУ) начал реконструкцию аэровокзального комплекса, первый этап которой завершился в 2000 году. В дальнейшем пассажирские терминалы расширялись и реконструкция продолжается.


01.



Домодедово (международный код DME) имеет две взлётно-посадочные полосы, позволяющие ему единственным в МАУ производить одновременные взлёт и посадку. Подмосковный аэропорт стал первым российским аэропортом, способным принимать самый крупный в истории пассажирский лайнер, двухэтажный Airbus A380. Сюда же впервые в России стали летать и новейшие Boeing 787 Dreamliner, Airbus A350 и Bombardier CS100/300. Пассажиропоток Домодедово в 2018 году составил 29,4 миллиона человек. Для сравнения: Шереметьево обслужил 45,8 млн, а Внуково - 21,4 млн. Базовыми компаниями Домодедово являются S7 Airlines (2-я авиакомпания России; 15,96 млн пассажиров в 2018 году) и «Уральские авиалинии» (4-я; 9 млн). Также отсюда летают Red Wings (9-я; 2,6 млн) и «Ямал» (11-я; 1,9 млн).


02. Boeing 737-800 (SU-GEJ). EgyptAir. Прилёт <- Каир.
Boeing 737-800 (SU-GEJ). EgyptAir


Домодедово - самый прекрасный российский аэропорт для споттеров, любящих разнообразие ливрей. Базовые авиакомпании генерируют только часть трафика, а серьёзный поток пассажиров создают остальные перевозчки. В Домодедово летает порядка 70 авиакомпаний! В июле 2018-го авторитетное агентство Skytrax представило свой традиционный рейтинг лучших авиакомпаний мира. Из десятки авиационного «Оскара» половина являются клиентами Домодедово: 1 - Singapore Airlines; 2 - Qatar Airways; 4 - Emirates; 7 - Lufthansa; 10 - Thai Airways.


03.



04. Boeing 737-800 (EW-438PA). Belavia. Вылет -> Минск.
Boeing 737-800 (EW-438PA). Belavia


Пассажирские перевозки делятся на регулярные и чартерные. Для последних туристическими фирмами иногда создаются отдельные авиакомпании. Их задача - максимально заполнить места в самолёте (от этого билеты дешевле и поэтому турфирмы ещё не ушли в прошлое) и отправить пассажиров в тёплые места (Турция, Египет, Греция, Доминикана, Таиланд, Сочи, Крым и т.д.). Регулярные рейсы летают в города-миллионники (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Самара, Новосибирск, Уфа) и востребованные туристические/деловые центры за рубежом. Если это Россия или Европа, то скорее всего будет самолёт семейства Boeing 737 или Airbus A320 - основные модели современной гражданской авиации. Также есть региональные рейсы: Белгород, Бугульма, Череповец, Архангельск, Брянск, Пенза и т.п. На них можно увидеть небольшие самолёты с компоновкой кресел 3+2 или 2+2: Sukhoi Superjet 100, Embraer E-Jet или Bombardier CRJ100/200.


05. Погрузка туристов. Boeing 767-300ER (VP-BUX). Azur Air
Boeing 767-300ER (VP-BUX). Azur Air


Singapore Airlines существует с 1947 года и представляет одну из самых развитых и успешных стран мира. С 2007 года сингапурцы не покидают топ-3 лучших авиакомпаний мира по рейтингу Skytrax, а прошлым летом были названы лучшим авиаперевозчиком. Базовый аэропорт Чанги семь лет подряд признаётся лучшим в мире. Через него многие европейцы летают в страны Юго-Восточной Азии и Австралию. В 2017 году Чанги обслужил 62 миллиона человек. Пассажирский флот Singapore Airlines состоит из приблизительно 123 дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнеров: Airbus A330 - 18, A350 - 32, A380 - 19, Boeing 777 - 45, 787 - 9. Преимущественно они выполняют трансконтинентальные рейсы и большое внимание уделяют комфорту пассажира. Первой в мире Singapore отказалась от Airbus A380, отправив первые полученные пять бортов на вторичный рынок.


06. Airbus A350-900 (9V-SMF). Singapore Airlines. Вылет -> Сингапур.
Airbus A350-900 (9V-SMF). Singapore Airlines


Город-государство Сингапур в 60-х годах не имел практически ничего. Реформы выдающегося политика Ли Куан Ю, одного из создателей сингапурского «экономического чуда», сделали страну третьей в мире по ВВП на душу населения по ППС (выше только Катар и Люксембург). Это город-сад, популярный у туристов. Один из самых известных видов - бассейн на крыше отеля Marina Bay Sands, состоящего из трёх башен. С 2008 года Сингапур принимает этап Формулы-1, а в 2010 году в нём прошли первые Юношеские Олимпийские игры. Сейчас это мощный финансовый, торговый и транспортный центр Юго-Восточной Азии с открытой и свободной от коррупции экономикой и низкими налогами. В нём находятся высокотехнологичные производства и офисы ведущих мировых фирм. Сингапурский порт с 1997 года удерживает первое место в мире по абсолютной величине тоннажа судов.


07. Airbus A350-900 (9V-SMF). Singapore Airlines
Airbus A350-900 (9V-SMF). Singapore Airlines


Airbus A350 - новейший самолёт от европейского гиганта, эксплуатирующийся с 2015 года и пришедший на смену A330 и A340. Дальнемагистральный широкофюзеляжный двухдвигательный лайнер рассчитан на перевозку от 250 до 350 пассажиров в трёх классах. 52% от веса самолёта составляют композиты. Построено уже 250 машин. Стоимость одного экземпляра - более $300 млн. Крупнейшими эксплуатантами A350 являются компании, ориентированные на трансконтинентальные перелёты и создание максимального комфорта: Qatar Airways (37 машин), Singapore Airlines (32) и Cathay Pacific (31). Из российских перевозчиков 350-е заказл только «Аэрофлот» (14 штук, поставки с 2020 года).


08. Airbus A350-900 (9V-SMF). Singapore Airlines
Airbus A350-900 (9V-SMF). Singapore Airlines


09. Airbus A319 (ER-AXM). Air Moldova. Вылет -> Кишинёв.
Airbus A319 (ER-AXM). Air Moldova


Большим уважением на российском авиарынке пользуются две изначально региональные авиакомпании, имеющие похожую историю и вектор развития. Речь о «Сибири» и «Уральских авиалиниях». Как и большинство постсоветских авиакомпаний, они образовались на основе авиаотрядов в крупных региональных центрах - Новосибирске (сейчас там живёт 1,6 млн человек) и Екатеринбурге (почти 1,5 млн человек). Сначала они «донашивали» советские самолёты, а во второй половине 2000-х стали отказываться от неэкономичных ветеранов (топливная неэффективность, большой экипаж, запчасти и обслуживание) и переходить на западные самолёты, безопасные и коммерчески выгодные. Аналогичный процесс проделал и национальный перевозчик «Аэрофлот». Ещё одно сходство S7 и Ural Airlines - много лет их главным аэропортом, после регионального домашнего, является московский Домодедово.


10. Airbus A320 (VQ-BRD). S7 Airlines
Airbus A320 (VQ-BRD). S7 Airlines



S7 Airlines (бренд авиакомпании «Сибирь») ведёт свою историю с 1957 году, когда открылся аэропорт Толмачёво, международный аэропорт Новосибирска, третьего города России по численности населения, и был создан Толмачёвский авиаотряд. После распада СССР на его базе в 1992 году и появилась а/к «Сибирь». Основу её парка составляли хит советской гражданской авиации Ту-154 (использовалось 58 самолётов) и первый советский широфюзеляжный лайнер Ил-86 (28 машин). С середины «нулевых» начался переход на иностранные самолёты, который закончился после кризиса 2008-09 годов.


11. Airbus A319 (VP-BHL). S7 Airlines
Airbus A319 (VP-BHL). S7 Airlines


Флот S7 на конец 2018 года составляют только узкофюзеляжные самолёты: Airbus A319 - 18, A320 - 27 (включая 9 neo), A321 - 11 (включая 4 neo), их американские конкуренты Boeing 737-800 - 21 и Boeing 737 MAX 8 - 2, а также 17 региональных Embraer E170 из Бразилии. Парк из 96 самолётов делает «Сибирь» второй авиакомпанией России после «Аэрофлота». С 2017 года S7 обновляет свой парк. Сначала начали поступать новейшие самолёты Airbus поколения neo. Помимо 13 полученных, ещё должны прийти 9 бортов. Осенью 2018-го полетели первые два MAX и ещё ожидается поставка также 9 самолётов.


12. Airbus A319 (VP-BTS). S7 Airlines
Airbus A319 (VP-BTS). S7 Airlines


Интересно, что в S7 Group входит авиакомпания «Глобус», на которую юридически оформлены все Boeing 737. По словам экспертов, это было сделано в 2008 году, когда владельцы S7 Group опасались поглощения авиакомпании «Аэрофлотом» и вывели часть активов в отдельное юрлицо. Помимо авиакомпаний, группа S7 включает в себя центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники S7 Technics, авиационный учебный центр S7 Training, службы сервисного обслуживания S7 Service, технического обслуживания воздушных судов S7 Engineering и грузовых перевозок S7 Cargo. Также с 2016 года развивается направление запуска космических ракет и выведения спутников на орбиту S7 Space.


13. Boeing 737-800 (VP-BLE). S7 Airlines
Boeing 737-800 (VP-BLE). S7 Airlines


S7 Technics - важная составляющая группы S7, крупнейший холдинг технического обслуживания в России и странах СНГ. В нём работает порядка 2500 сотрудников. Он осуществляет базовое и оперативное техническое обслуживание, ремонт, инжиниринг и производство компонентов для основных типов воздушных судов. Его основные площадки находятся в Домодедово, Новосибирске и Минеральных Водах. Да, в небольшом курортном городе на Северном Кавказе существует центр, позволяющий даже перекрашивать самолёты и которым пользуются «Аэрофлот», «Россия», уральцы, Utair и Air Astana. S7 Technics проводит тяжёлые формы технического осмотра, включая D-Check, и обслуживание двигателей CFM56 (именно они ставятся на семейства B737 и A320). По сообщению компании, за год осуществляется 1020 A-Check, 85 С-Check, 24 D-Check и 29
покрасок самолётов.


14. Boeing 737-800 (VP-BLE). S7 Airlines
Boeing 737-800 (VP-BLE). S7 Airlines


Нынешнее устойчивое положение S7 объясняется достаточно осторожной стратегией развития. Компания не ударялась в использование широкофюзеляжных самолётов, оптимизировала процессы, сама занимаясь обслуживанием самолётов и подговкой пилотов, вошла в международный альянс Oneworld (в 2010 году). Не стоит забывать про удачное географическое положение Новосибирска, стягивающего на себя потенциальных пассажиров всех близлежащих регионов. Успешным получился ребрендинг 2006 года, когда из сине-белых самолётов русскоязычной «Сибири» получились узнаваемые салатово-зелёные борта глобального S7, показанные, например, в популярном фильме «Ёлки». Смену имиджа осуществляла британская компания Landor Associates, предложившая в качестве ливреи стилизованные фигурки энергичных молодых людей на зелёном фоне и красно-белый круг с названием компании. В 2017-м году прошёл второй ребрендинг: исчезли фигурки людей и красный круг, добавилось больше зелёных элементов, весь стиль S7 стал зрелым и выдержанным.


15. Новый Airbus A320neo (VQ-BDQ) в новой ливрее S7 Airlines.
Airbus A320neo (VQ-BDQ). S7 Airlines


16. Boeing 737-500 (VP-BRP). Nordavia. Прилёт <- Орск.
Boeing 737-500 (VP-BRP). Nordavia



Региональные перевозки в России осуществляются преимущественно следующими типами самолётов: канадским Bombardier CRJ100/200 (50 мест), украино-российским Антонов Ан-148 (75), бразильским Embraer E-170 (78), российским Sukhoi Superjet 100 (от 87 до 100) и советским Як-42 (120). Дальше уже идут самые распространённые в гражданской авиации среднемагистральные A320 и B737 с вместимостью от 150 человек.


17. Bombardier CRJ200 (VQ-BOJ). UVT aero. Прилёт <- Геленджик.
Bombardier CRJ200 (VQ-BOJ). UVT aero


Татарстан по многим параметрам является самодостаточной республикой. 20 лет, в 1993-2013 годах, национальным перевозчиком выступала авиакомпания «Татарстан». Часть её флота получила бугульминская «Ак Барс Аэро», прекратившая деятельность в начале 2015-го. И вот уже на её основе, использовав флот и раскраску машин, летом 2015 года появилась «ЮВТ Аэро» (ЮВТ от юго-восток Татарстана). На 2018-й её флот насчитывает 7 канадских Bombardier CRJ200 и один бизнес-джет Bombardier Challenger 600. Штаб-квартира расположена в Бугульме, ещё один хаб находится в аэропорту Казани.


18. Bombardier CRJ200 (VQ-BOJ). UVT aero
Bombardier CRJ200 (VQ-BOJ). UVT aero


«ЮВТ Аэро» ведёт активную деятельность. С одной стороны, за 2018-й год бугульминцы стали 27-й авиакомпанией России, перевезя порядка 240 тысяч человек. С другой - они обогнали «Газпром авиа» с 10 Суперджетам и двумя Boeing 737. Непривычным для маленьких авиакомпаний стала покраска одного из своих бортов в ливрею хоккейного клуба «Нефтяник» из Альметьевска, нефтяной столицы Татарстана, у которой один аэропорт с Бугульмой. «Нефтяник» существует с 1965 года, а в 2016-м неожиданно выиграл чемпионат Высшей хоккейной лиги (вторая по силе лига после КХЛ) и провёл ребрендинг. Именно тогда появился чёрно-белый логотип с быком.


19. Bombardier CRJ200 (VQ-BOJ) авиакомпании UVT aero в ливрее альметьевского «Нефтяника».
Bombardier CRJ200 (VQ-BOJ). UVT aero


В 1986 году канадский концерн Bombardier приобрёл авиастроительную компанию Canadair, у которой был успешный проект бизнес-джета. На его базе в конце 80-х началась разработка региональных пассажирских самолётов Bombardier CRJ (Canadair Regional Jet). Первый полёт состоялся в 1991 году, а уже через год на нём полетела Lufthansa. В 1995-м модель доработали до версии CRJ200, поставив более экономичные движки и добавив несколько плюшек. Классический CRJ100/200 вмещает 50 пассажиров и оснащается двумя турбовентиляторными двигателями General Electric CF34, установленными в хвосте самолёта. Более мощные двигатели этого семейства ставятся и на линейку Embraer E-Jet. Bombardier CRJ выпускались до 2006 года и всего канадцы поставили более 1000 машин. Главным российским эксплуатантом CRJ является «Руслайн» (21 самолёт), также они есть у «Ямала» (10) и «Северстали», выводящей их из парка, но постепенно этот тип уходит с линий как в России, так и за рубежом.


20. Bombardier CRJ200 (VQ-BOJ). UVT aero
Bombardier CRJ200 (VQ-BOJ). UVT aero


Российская авиакомпания AZUR air появилась в декабре 2014 года на базе «Катэкавиа» и выполняет чартерные рейсы для туроператора ANEX Tour. Также под брендом AZUR air летали региональные подразделения в Германии и Украине. Авиакомпания быстро вышла на солидные показатели перевезённых пассажиров, в 2018 году обслужив 4,2 млн человек (8-е место по России, +13%), что делает её крупнейшим чартерным перевозчиком страны. AZUR air летает из 40 городов России по трём десяткам международных курортных направлений и продолжает увеличивать число перевезённых пассажиров. Основу флота из 27 самолётов, как и у многих чартерных компаний, составляют Boeing 757 (8 машин) и 767 (10 машин). Также эксплуатируется семь узкофюзеляжных 737, начавших поступать в 2017 году, и два широкофюзеляжных 777-300ER, появившихся в июле 2018-го и имеющих 428 пассажирских кресел в двух классах обслуживания (впервые для компании). Средний возраст парка - около 20 лет. Прошлой весной сине-красная авиакомпания приняла знаковое решение о переводе одного из своих самолётов из юрисдикции Бермудских островов (префиксы VP- и VQ- на бортах) в российскую (префикс RA-) с переносом процедуры проверки лётной годности от иностранных в российские центры сертификации.


21. Boeing 767-300ER (VP-BUX). Azur Air. Вмещает до 336 пассажиров и летает на расстояние до 11 тысяч километров.
Boeing 767-300ER (VP-BUX). Azur Air


22. Boeing 767-300ER (VP-BUV). Azur Air
Boeing 767-300ER (VP-BUV). Azur Air



British Airways - национальный перевозчик Великобритании и её крупнейшая авиакомпания. С таким названием она появилась в 1974 году, когда объединились BOAC и BEA. В 2011-м компания вошла в один холдинг с испанским национальным перевозчиком Iberia. British Airways была одним из двух эксплуатантов сверхзвукового «Конкорда» (второй - Air France), летавшим из Лондона в Нью-Йорк. Британский национальный перевозчик - премиальная авиакомпания, дальнемагистральные лайнеры, как правило, имеют четырёхклассную компоновку пассажирского салона (эконом, премиум-эконом, бизнес и первый). Из Москвы бритиши несколько раз в день летают в Лондон (аэропорт Хитроу).


23. Boeing 777-200ER (G-VIIG). British Airways. Вылет -> Лондон.
Boeing 777-200ER (G-VIIG). British Airways


Флот British Airways разнообразен, практически на все случаи жизни, и составляет 275 самолётов двух производителей: Airbus - A319 (42), A320 (77), A321 (21), A380 (12) и Boeing - 747 (34), 777 (58), 787 (30). То есть от европейцев узкофюзеляжные и самый большой пассажирский самолёт, а от американцев только широкофюзеляжный флот. Как правило, производители предлагают на выбор два варианта комплектации самолёта двигателями и в случае с британцами практически всегда они заказывают машины с гордостью Великобритании Rolls-Royce. В последние годы BA обновляет свой парк и «жертвами» пали американские лайнеры: в 2010-м прекратилась эксплуатация Boeing 757, к 2015-му вывели все 737 (их заменили европейские Airbus), в 2018-м закончили полёты Boeing 767, постепенно уходят и 747. С 2019-го должна начаться поставка в авиакомпанию новейших Airbus A350-1000.


24. Boeing 777-200ER (G-VIIG). British Airways
Boeing 777-200ER (G-VIIG). British Airways


25. «Три топора» British Airways начала эксплуатировать в 1997 году, в 2010-м к версии 200 добавился новый вариант Boeing 777-300ER.
Boeing 777-200ER (G-VIIG). British Airways


«Саратовские авиалинии» появились в 1994 году на базе Саратовского авиаотряда. За 2017-й авиакомпания перевезла 796 тысяч человек (+58%), войдя в российский топ-20 и обогнав iFly, «Руслайн» и «Алросу». В последние годы саратовцы активно развивались. Компанию пяти советским Як-42 стали составлять пять новеньких Ан-148, выпускаемых в Воронеже. Также в аренду взяли три бразильских Embraer E195. Борта стали краситься в яркую оранжевую ливрею. В апреле 2018-го запустили бренд Ivolga Airlines, не привязанный к географии. Помимо авиаперевозок предприятие занималось эксплуатацией аэропорта Саратова. Вероятно, в этом и стоит искать причины произошедшего прекращения деятельности. Проблемы «Саратовских авиалиний» очевидно были не в авиационной плоскости, так как неоднократно - и особенно перед отзывом лицензии - их мощно мочили в заказных статьях саратовских изданий, с кучей вранья и передёргиваний.


26. Як-42Д (RA-42326). Saratov Airlines
Як-42Д (RA-42326). Saratov Airlines


За всё время ОКБ имени Яковлева создало три пассажирских самолёта: «воздушное такси» Як-40, Як-42 и главную надежду российской авиации прямо сейчас МС-21. Ближнемагистральный Як-42 вышел на воздушные трассы в 1980 году. Он был призван заменить Ту-134, однако за все годы производства (1977-2003) выпустили всего 183 машины на заводах в Саратове и Смоленске (стартовый производитель, построивший 10 бортов). Хотя надо оговориться, что по своим размерам и вместимости (120 человек), Як-42 стоял посередине между Ту-134 и Ту-154. До сих пор Як-42 продолжают находиться в строю. В Домодедово на них летает «Ижавиа» (9 штук), а по Сибири перевозят «КрасАвиа» (9) и «Турухан» (3). Бывшие борта «Саратовских авиалиний» после их закрытия собирались передавать в парк «КрасАвиа».


27. Як-42Д (RA-42361). Прилёт <- Саратов. Один из последних рейсов «Саратовских авиалиний».
Як-42Д (RA-42361). Saratov Airlines


28. Boeing 737-700 (EI-GCV). Alrosa Aero. Прилёт <- Мирный.
Boeing 737-700 (EI-GCV). Alrosa Aero



Авиакомпания «Ямал» появилась в 1997 году в Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа, главного газового региона России. Почти все акции компании принадлежат правительству ЯНАО. Сначала ямальцы летали в Москву и Тюмень на крохотных Як-40, затем стали расширять парк (Ту-134 и Ту-154), выходить на международные направления, чартерами возить туристов на европейские курорты. В 2010 году «Ямал» получил Boeing 737-400, а через год пополнил флот Эйрбасами и Бомбардье. Сейчас парк насчитывает 39 самолётов: 16 - Sukhoi Superjet 100, 10 - Bombardier CRJ200, 8 - A320 и 3 - A321, плюс по одному Боингу и бизнес-джету. «Ямал» достаточно быстро растёт (+10% в прошлом году) и подобрался к десятке крупнейших авиакомпаний России, перевезя в 2018 году 1,9 млн. пассажиров. Ямальцы стараются повышать узнаваемость и становятся официальными перевозчиками различных мероприятий. Например, «Ямал» выступал партнёром хоккейного «Кубка Газпром нефти».


29. Airbus A321 (VQ-BSM). Yamal Airlines. Вылет -> Анталья.
Airbus A321 (VQ-BSM). Yamal Airlines


Важным для «Ямала» стала эксплуатация Суперджета с 2016 года, проходящая в рамках импортозамещения. Сейчас в парке 16 машин (почти половина), а всего планируется приобретение 25 судов данного типа по договору лизинга с ГТЛК. Большим количеством SSJ100 располагает только национальный перевозчик «Аэрофлот». Патриотический порыв «Ямала» заключается и в присвоении одному из Суперджетов имени лётчика Романа Филипова, который за пару месяцев до того подорвал себя гранатой в Сирии, за что получил звание «Героя России».


30. Sukhoi Superjet 100 (RA-89073). Yamal Airlines. Вылет -> Белгород. Под остеклением кабины видно название самолёта в честь Романа Филипова.
Sukhoi Superjet 100 (RA-89073). Yamal Airlines



«Уральские авиалинии» появились в 1993 году, однако история гражданской авиации Екатеринбурга началась гораздо раньше. Аэропорт Кольцово стал гражданским в 1943-м, а Свердловский объединённый авиаотряд создали в 1963-м. К моменту распада СССР основу его парка составляли два десятка Ту-154, а в 1992 году из Ленинграда прибыло четыре широкофюзеляжных Ил-86. Были ещё Ан-12 и Ан-26, но к началу 2010-х от всей советской техники авиакомпания отказалась, произведя унификацию своего парка. Ural Airlines теперь эксплуатирует только самолёты семейства Airbus A320 - 7, 24 и 16 машин, соответственно. Все - на условиях лизинга. На 2019 год запланировано получение новых самолётов семейства neo (A320 и A321), а также Boeing 737 MAX 8, что нарушит гегемонию европейских машин в компании.


31. Airbus A320 (VQ-BAG). Ural Airlines
Airbus A320 (VQ-BAG). Ural Airlines


Продуманная стратегия развития позволила осуществить стремительный рост пассажиропотока. Если в 2009-м уральцы перевезли 1,5 млн человек, то за 2018-й этот показатель составил 9 миллионов (+13% к предыдущему году), что делает «Уральские авиалинии» четвёртой авиакомпанией России после «Аэрофлота», S7 и «России». Для Ural Airlines Домодедово - второй аэропорт после домашнего Кольцово. Также в московском регионе уральцы используют Жуковский и Шереметьево.


32. Airbus A320 (VQ-BFV). Ural Airlines
Airbus A320 (VQ-BFV). Ural Airlines


Как и S7, уральцы открыли свои собственные тренажёрный центр для подготовки пилотов (в 2012-м) и ангарный комплекс в Кольцово для выполнения сложных видов технического обслуживания. В тренажёре-симуляторе за 2018 год экипажи авиакомпании налетали 7383 часа. Авиационный технический центр Ural Airlines Technics открылся в январе 2015 года в аэропорту Кольцово и позволяет производить техническое обслуживание как своих самолётов, так и других авиакомпаний.


33. Airbus A320 (VQ-BAG). Ural Airlines
Airbus A320 (VQ-BAG). Ural Airlines


Семейство A320 - бестселлер европейского концерна Airbus, появившееся в 1988 году. Всего произведено уже более 8,5 тысяч этих самолётов при наличии заказов ещё на 6+ тысяч. Вместе с Boeing 737 они формируют основу всей мировой авиации. Самолёты семейства A320 позволяют перевозить пассажиров на расстояния в среднем 5,000 км с крейсерской скоростью 850 км/ч. Друг от друга A319/A320/A321 отличаются длиной и пассажировместимостью. У «Уральских авиалиний» это, соответственно, 134, 156 и 220 мест.


34. Airbus A320 (VQ-BDM). Ural Airlines
Airbus A320 (VQ-BDM). Ural Airlines


35. Airbus A320 (VQ-BQN). Ural Airlines
Airbus A320 (VQ-BQN). Ural Airlines


Red Wings Airlines до 2007 года назывались «Авиалинии 400» и до недавнего времени не вели активной деятельности. На определённом этапе своего развития Red Wings патриотично летала только на отечественных Ту-204, использовала Сухой Суперджет и объявляла об интересе к Ил-96, однако с 2017 года перешла на коммерчески выгодные Airbus A320 и A321. Узловым аэропортом «Ред Вингс» является Домодедово. Red Wings преимущественно летает по европейской части России, в западную Сибирь, Узбекистан, а также в несколько европейских курортов. Флот «Красных крыльев» насчитывает 11 самолётов: 7 - A321 и 4 - A320. Также на хранении находятся пять Ту-204, выведенных из эксплуатации к октябрю прошлого года. Пять 321-х получены весной-летом 2018-го. В 2017 году «красно-серые» перевезли рекордное число пассажиров - 1,6 млн (12-е место по России), а через год ворвались в десятку (2,6 млн, +62%), то есть авиакомпания заявляет о себе на наших глазах.


36. Airbus A320 (VP-BWW). Red Wings Airlines
Airbus A320 (VP-BWW). Red Wings Airlines


37. Airbus A320 (VP-BWX). Red Wings Airlines
Airbus A320 (VP-BWX). Red Wings Airlines



Перевозки группы Lufthansa (помимо материнской авиакомпании это ещё SWISS, Austrian Airlines и Brussels Airlines) на российском направлении за 2018-й составили 1,6 млн человек (+2,4%). Как не трудно догадаться, популярностью пользуются хабы во Франкфурте-на-Майне и Мюнхене


38. Airbus A320 (D-AIPE). Lufthansa. Вылет -> Мюнхен.
Airbus A320 (D-AIPE). Lufthansa


SWISS - швейцарская авиакомпания из Базеля, чьим базовым аэропортом выступает Цюрих. SWISS является «дочкой» Lufthansa и входит в Star Alliance. Годовой пассажиропоток компании составляет более 15 млн человек. В Домодедово швейцарцы летают с 2001 года. Сейчас компания переходит к унификации своего парка, отказываясь от Avro RJ100 и Airbus A340. SWISS стала стартовым заказчиком самолётов Bombardier C Series (теперь это Airbus A220). Флот перевозчика насчитывает 89 самолётов: Airbus A220 - 28, A319 - 4, A320 - 19, A321 - 9, A330 - 14 и 10 Boeing 777-300ER.


39. Airbus A320 (HB-JLR). Swiss
Airbus A320 (HB-JLR). Swiss


Ещё одно успешное по техническим характеристикам детище Bombardier - семейство CSeries, отличающееся низким расходом топлива и в целом выгодной эксплуатацией. С ними канадцы забрались уже в нишу не только Embraer E-Jet, но и младших версий B737/A320, правда финансовые затраты и интриги со стороны Boeing, не желавших отдавать американский рынок, вынудили концерн продать программу Airbus. В итоге с 1 июля 2018 года это уже семейство Airbus A220. В нём две модели: A220-100 (CS100) на 108-130 мест и A220-300 (CS300) на 130-160 мест. Основными заказчиками стали швейцарская SWISS и латвийская airBaltic. Пока произведено 60 самолётов при заказах более, чем в 500 штук.


40. Bombardier CS300 (HB-JCB). Swiss. Прилёт <- Женева.
Bombardier CS300 (HB-JCB). Swiss


41. Легенда отечественной транспортной авиации. Ильюшин Ил-76ТД-90ВД (RA-76952). «Волга-Днепр»
Ил-76ТД-90ВД (RA-76952). Волга-Днепр


Новейшая разработка американской корпорации Boeing 787 Dreamliner эксплуатируется с октября 2011 года. К 2019 году Boeing произвёл 800 Дримлайнеров, стоимость которых составляет от 220 до 305 млн $. Машина пришла на смену модели 767, популярной для чартерных перевозок. 50% элементов фюзеляжа 787 изготовлены из композитных материалов на основе углерода. В двухклассной компоновке лайнер вмещает 242 (модель 787-8) и 290 пассажиров (модель 787-9). Основными эксплуатантами Дримлайнера выступают азиаты (японские ANA и JAL, китайская Hainan, Air India), североамериканцы (United и American Airlines, Air Canada), а также ближневосточные Qatar и Etihad.


42. Boeing 787-9 Dreamliner (VN-A866). Vietnam Airlines. Прилёт <- Ханой.
Boeing 787-9 Dreamliner (VN-A866). Vietnam Airlines


Многие помнят про войну во Вьетнаме и что СССР дружил с этой социалистической страной. Руководящая роль Коммунистической партии Вьетнама до сих пор закреплена в конституации, однако многое в стране поменялось. Ещё в 90-е Vietnam Airlines летали на советских Як-40 и Ту-134. Теперь же это современная авиакомпания, член альянса SkyTeam и обладатель 4* от агентства Skytrax. В её флоте из 91 самолёта, помимо 57 Airbus A321, новейшие Airbus A321neo (5 штук), A350 (13) и Boeing 787 (11). В России ещё никто не летает на A350 и B787, а во Вьетнаме они активно используются национальным перевозчиком.


43. Boeing 787-9 Dreamliner (VN-A866). Vietnam Airlines
Boeing 787-9 Dreamliner (VN-A866). Vietnam Airlines


44. Boeing 787-9 Dreamliner (VN-A866). Vietnam Airlines
Boeing 787-9 Dreamliner (VN-A866). Vietnam Airlines


45. Airbus A319 (VQ-BTZ). Ural Airlines
Airbus A319 (VQ-BTZ). Ural Airlines


Бразильский авиапроизводитель Embraer до середины 1990-х был малоизвестен. Под угрозой банкротства компанию приватизировали и начался её стремительный рост. Сначала появилось семейство региональных Embraer ERJ с вместимостью от 37 до 50 пассажиров и двигателями в хвосте. Прямых конкурентов Bombardier CRJ произведено уже более 1200 штук, правда в России их можно увидеть только у «Комиавиатранс» и в качестве бизнес-джетов. Настоящий прорыв случился с семейством E-Jet. Первые наброски по проекту начались в 1997-м, через два года его анонсировали в Ле Бурже, в феврале 2002-го самолёт полетел, а ещё через два года начал эксплуатироваться. И к 2018 году бразильцы выкатили второе поколение, успев произвести уже 1,5 тысячи машин. Темпы и качество, которое не снилось российским авиапроизводителям даже в самых розовых снах.


46. Embraer ERJ-170 (VQ-BYR). S7 Airlines
Embraer ERJ-170 (VQ-BYR). S7 Airlines


Embraer E-Jet существует в четырёх модификациях - E170/E175 и E190/E195. У каждой пары одинаковые размах крыла, высота и двигатели. Основную массу выпущенных машин (75%), примерно в равной пропорции, составляют E175 и E190. В России E190 использует Pegas Fly, а E195 эксплуатировали «Саратовские авиалинии». Также на них в Россию летают соседи: белорусская Belavia, азербайджанская Buta Airways, казахстанская Air Astana, грузинская Georgian Airways и польская LOT. Версию Embraer E170 использует S7 Airlines. Всего в их флоте 17 машин с 78 местами для пассажиров, которых можно отправить на дальность до 3900 километров. Скорость и рабочий потолок полёта ничем не отличаются от классических среднемагистральных лайнеров типа A320/B737.


47. Embraer ERJ-170 (VQ-BYR). S7 Airlines
Embraer ERJ-170 (VQ-BYR). S7 Airlines


Emirates - примиальная авиакомпания из Дубая, превратившая этот города на берегу Персидского залива в огромный авиационный хаб и популярный туристический центр. То есть вы летите в солнечный Дубай и либо там отдыхаете, либо пересаживаетесь на другой рейс Emirates, который может доставить вас в самые необычные места мира. Ставка на длинные перелёты обуславливает то, что сейчас флот авиакомпании составляют всего два типа самолётов - широкофюзеляжные дальнемагистральные Airbus A380 (109 машин, что делает Emirates крупнейшим оператором модели) и Boeing 777 (147 экземпляров).


48. Boeing 777-300ER (A6-EBH). Emirates. Вылет -> Дубай.
Boeing 777-300ER (A6-EBH). Emirates


49. Boeing 777-300ER (A6-EBH). Emirates
Boeing 777-300ER (A6-EBH). Emirates



50. Пишите отзывы! Зовите на съёмки! ;)
Airbus A319 (VP-BHG). S7 Airlines


Смотрите также:
2018 год в фотографиях
Авиация
Зимний споттинг в Домодедово 2016
Споттинг во Внуково 2017
Первый рейс Uzbekistan Airways во Внуково
Hainan Airlines и Шереметьево - 10 лет вместе
Авиация России на форуме «Армия 2018»

Готов провести фотосъёмку различных событий, мероприятий, спортивных соревнований и тренировок. С меня фото, рассказ и всяческий пиар. Подробности здесь.

Дата публикации: 01.04.2019
Автор: Дмитрий Икунин



comments powered by HyperComments