Зимний споттинг в Домодедово 2016
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8207.jpg)
В декабре московской аэропорт Домодедово провёл традиционный споттинг для любителей авиации. Поводом послужил прилёт Boeing 777 «Австрийских авиалиний». Погода, конечно, подкачала. Тем не менее, сделать несколько кадров удалось. Что такое споттинг и фото красивых самолётов - далее.
Официальный споттинг - мероприятие, которое устраивают PR-службы различных аэропортов для фотографов. Любители авиации получают возможность поснимать самолёты в непосредственной близости: с разных точек между ВПП и рулёжными дорожками. Всё это должно популяризировать полёты на самолётах, создавать положительный имидж аэропорту и авиакомпаниям, а также рекламировать появившиеся новые направления перелётов. Как правило, за год у аэропорта бывает 1-2 споттинга, в зависимости от приоритетов PR-службы. Где-то их больше, если нужно осветить те или иные события. Самые эффективные споттинги в трёх столичных аэропортах: за 1,5-2 часа мероприятия трафик самолётов гораздо больше, чем в региональных портах, где может быть буквально пара рейсов.
01. Автомобиль Follow me, помогающий ориентироваться экипажам самолётов на рулении.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8260.jpg)
Главное со споттингом - успеть подать заявку. Речь идёт чуть ли не о секундах, так как желающих гораздо больше, чем мест (как правило, их порядка 50). После одобрения заявки, в назначенный день, примерно за час до начала мероприятия, споттеров собирают в аэропорту, выдают яркие светоотражающие жилетки и пропуски. Сотрудники аэропорта перевозят фотографов организованной группой от точки к точке, на тех же автобусах, что доставляют пассажиров к трапам. Соответственно, важная задача для каждого - попытаться найти интересный вид и ракурс, который не был бы копией того, что сделали твои коллеги.
02. Boeing 737 NordStar рулит на вылет в Махачкалу.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8183.jpg)
Ту-204 - среднемагистральный лайнер, разработанный московским Конструкторским бюро имени Туполева в конце 1980-х годов для замены легендарного Ту-154. Начало эксплуатации состоялось в 1996 году. Производство было развёрнуто на двух заводах: «Авиастар-СП» (Ульяновск) и КАПО имени С.П. Горбунова (Казань). Всего изготовлен 81 самолёт. С 2012 года осуществляется штучная сборка - ежегодно собирают 1-2 самолёта. Пик - 10 штук, пришёлся на 2008 год. Сейчас в эксплуатации находится около 43 бортов, почти половина используется государством (СЛО «Россия» - 17, ВВС РФ - 4). Вмещает до 210 пассажиров. Одна из модификаций Ту-214 предназначена для президента России. В авариях потеряно четыре самолёта данной серии.
03. Ту-204-100 авикомпании RedWings, базирующейся в Домодедово и являющейся крупнейшим эксплуатантом самолётов этого семейства.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8177.jpg)
Судьба Ту-204 сложилась неудачно. Самолёт появился во время распада СССР и не смог выдержать конкуренции с иностранными аналогами. Отсутствие массового производства и своевременного послепродажного обслуживания (запчасти и ремонт), вкупе с экипажем из трёх человек, в рыночной экономике остановили проект. В конце 2010 года состоялся первый полёт глубокой модификации самолёта Ту-204СМ с экипажем из двух человек. Говорилось о поддержке государством данной программы, но, вероятно, время уже ушло. Насколько я понимаю, именно Ту-204СМ снимался в недавнем фильме «Экипаж».
04.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8189.jpg)
Современная гражданская авиация представлена двумя монстрами, конкурирующими друг с другом - американской Boeing и европейской Airbus. В год они производят около 700 и 600 самолётов, соответственно. Львиную долю составляют семейства Boeing 737 и Airbus A319/320/321. Унификация в подборе и обучении экипажей и обслуживающего персонала, наличие запасных частей и разветвлённая сеть технической поддержки делают этих двух производителей явными фаворитами для эксплуатации техники большинством авиакомпаний.
05. Boeing 737-800 - новое поколение (Next Generation) легендарного самолёта. За двадцать лет производства было построено более 6 тысяч машин.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8199.jpg)
NordStar - молодая «дочка» «Норильского никеля», существующая с 2008 года и созданная для полётов на север России (Норильск, Красноярск, Новосибирск). По итогам 2016 года компания стала 13-й в России по количеству пассажиров. Её парк самолётов (15 штук) составляют Boeing 737 (10) и красивые турбовинтовые ATR 42-500 (5). Долгое время на моём рабочем столе висели фотографии ATR, снятые зимой на нескольких северных аэродромах.
06. Airbus A319 «Уральских авиалиний» готовится к вылету в Екатеринбург.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8201.jpg)
«Уральские авиалинии» (Ural Airlines), помимо Домодедово, базируются в Екатеринбурге (аэропорт Кольцово) и входят в пятёрку ведущих авиакомпаний страны. В парке уральцев представлены самолёты только семейства A319/320/321: 7, 20 и 11 лайнеров, соответственно. Всего получается 38 штук.
07. Airbus A321 S7, вылетающий в солнечный Тбилиси.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8211.jpg)
«Сибирь», летающая под брендом S7 Airlines, - самая яркая и заметная российская авиакомпания. В том числе зелёный ребрендинг и активный пиар позволяют S7 уступать по количеству перевезённых пассажиров только «Аэрофлоту». Сибиряки летают как на A320, так и на 737-х, имея всего 65 судов и 80 пунктов назначения.
08.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8220.jpg)
Максимальную лояльность «Сибири» лично для меня принесли люди, работавшие и работающие в авиакомпании. В середине 2000-х штурманом на Ту-154 летал Дмитрий Лебедев, который выпустил четыре фильма от первого лица о всех этапах полёта: «Полёт на север», «Навстречу Солнцу», «Новый Уренгой» и «Полёт в столицу». Отличное кино о романтике неба и любви к авиации. Крутейшее видео «не болтай!» (обязательно смотрите его ниже!), которым я засматривался ещё 10 лет назад, снял именно Дмитрий. Второй удачный пример - это нынешний пилот S7 Юрий Яшин (@airguide), работавший во Внуково диспетчером и ведший фотоблог в ЖЖ, а затем переучившийся на пилота. Сейчас у него в инстаграме 65 тысяч подписчиков - столько же, сколько у официального аккаунта авиакомпании. А его посты в ленте лайкают даже мои знакомые девушки, которых в интересе к авиации сложно было заподозрить.
09. Хвост национального перевозчика Беларуси «Белавиа», осуществившего в 2016 году ребрендинг. Совсем новый Boeing 737 на маршруте Москва — Минск используется как воздушное такси, совершая по несколько рейсов в день.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8224.jpg)
Дубай каким-то невероятным образом за пару десятилетий превратился в огромный современный туристический центр. Весомый вклад внесла авиакомпания Emirates. Местный аэропорт стал связующим пунктом между Европой, Азией и Африкой. Соответственно, флот у арабов составляют преимущественно дальнемагистральные A380 (94 машины) и Boeing 777 (150 штук), чьим крупнейшим эксплуатантом Emirates и является. Всего в парке около 250 самолётов. Ещё стоит отметить, что «Эмирейтс» склонны к роскоши и созданию максимального комфорта для пассажиров, что логично, учитывая происхождение компании и длительность перелётов.
10. Boeing 777 прилетел из тёплого Дубая.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8245.jpg)
Boeing 777 - самый крупный в мире двухмоторный турбовентиляторный пассажирский самолёт, начал эксплуатироваться в 1995 году. В зависимости от компоновки, самолёт вмещает от 305 до 550 пассажиров. В салоне эконом-класса может стоять конфигурация кресел 3-4-3. На данный момент произведено без малого 1,500 самолётов трипл-севен. Большинство сверхдальних беспосадочных перелётов, чья длительность может достигать 18 часов, осуществляется на трёх семёрках.
11.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8256.jpg)
12. Транспортный Boeing 747 Asiana Airlines, прилетевший из Сеула. Один из самых узнаваемых самолётов мира за счёт горба верхней палубы.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8267.jpg)
Лучшим литературным произведением об авиации я считаю творчество Василия Ершова - пилота из Красноярска, долгое время летавшего на Ту-154 и воспевшего в своих книгах любовь к этой машине и вообще к авиации. Не менее впечатляющим по качеству стоит признать и документальный фильм ещё одного поклонника авиации Дмитрия Черкасова «Ту-154. Моя легенда», о котором я уже писал.
13. Ту-154 «Алросы» (RA-85684) на стоянке.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8274.jpg)
Борт на фото выше стал участником одного из наиболее легендарных авиационных проишествий - аварийной посадки в Ижме. В сентябре 2010 года самолёт «Алросы» направлялся из Якутии в Москву, как на нём отказало электрическое питание (перестали работать навигация, связь, насосы для перекачки топлива) и случилось много чего хорошего. Экипаж собирался уже совершать опасное приводнение на реку, как заметил заброшенный аэродром. Самолёты на нём уже не принимали много лет, он использовался только как вертолётная площадка. И даже в лучшие времена ВПП не была расчитана на приём таких судов. Саму полосу добровольно поддерживал в достойном состоянии смотритель. Пилоты Ту-154 смогли благополучно приземлиться и никто серьёзно не пострадал. Максимально облегчённый борт лётчики-испытатели затем перегнали в Самару на «Авиакор» (завод-изготовитель), где он прошёл ремонт и вернулся в строй. Эти события легли в сюжет фильма «Ёлки 2». Примечательно, что командиром воздушного судна в том полёте являлся Евгений Новосёлов, начинавший свою карьеру в Бугурусланском лётном училище, о котором я вспоминал во время рассказа о данном городе.
14. Садится главный объект споттинга, ради которого аэропорт и собирал публику.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8287.jpg)
15. На рулении Boeing 777 Austrian Airlines из Вены.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8304.jpg)
«Австрийские авиалинии» появились в 1957 году. Базовый аэропорт - Вена-Швехат. Вместе с соседями из Швейцарии SWISS, компания входит в крупнейший европейский авиаконцерн Lufthansa. Флот Austrian Airlines составляют 78 самолётов, в том числе: 6 - Boeing 767, 5 - Boeing 777, 29 - семейства A320. Остальной парк состоит из небольших бортов от Bombardier, Embraer и Fokker.
16. Красно-белые хвосты самолётов Austrian Airlines украшает стрелка (Austrian Chevron), напоминающая формой бумажный самолётик.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8327.jpg)
17. Австрийцы широко используют бренд myAustrian. На их сайте можно встретить слоганы «мой КОМФОРТ», «моё ТЕПЛО», «мой ПУТЕВОДИТЕЛЬ», «мой СУВЕНИР», «мои Австрийские каникулы» и т.д.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8332.jpg)
Интересно, что Austrian Airlines несколько лет назад поглотила авиакомпанию Lauda Air, основанную трёхкратным чемпионом мира Формулы-1 Ники Лаудой. Его смело можно назвать в числе самых известных австрийских спортсменов. В 2013 году вышел достойный и интересный фильм «Гонка», в котором Лауде уделено одно из двух главных мест. Сама же Lauda Air называла свои самолёты в честь знаменитостей, в том числе: Фредди Меркьюри, Джордж Харрисон, Курт Кобейн и Фрида Кало.
18.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8343.jpg)
В Москву прилетел Boeing 777-200ER (где ER - повышенная дальность), хотя регулярные рейсы осуществляются на Аэробусах. Дальность полёта 777-200ER составляет 14,000 километров, максимальная скорость - 965 км/ч. На этой модели был установлен рекорд по полёту с одним двигателем - 177 минут.
19.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8346.jpg)
К сожалению, с погодой мне везло только раз - в один из приездов в Коломну. Остальные мероприятия или поездки, как правило, заливал дождь, засвечивало солнце, они отменялись и т.д. На дебютном споттинге удача тоже не была благосклонна. Накануне и на следующий день стояла отличная солнечная погода. А в нужный день и час было депрессивно пасмурно, повалил обильный снег и даже образовался туман. Сделать яркие и сочные кадры стало просто невозможно: между объективом и самолётами стояла стена снега. Надеюсь, что в будущем удастся попасть на споттинг в хорошую погоду!
20. Airbus A320 «Сибири» готовится к вылету в Пермь.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8348.jpg)
Тема авиации для меня близка с самого детства. Где-то раз в месяц я регулярно ездил во Внуково. Постоянно ходил мимо комплекса зданий 235-го отряда (сейчас это Специальный лётный отряд «Россия»), слушал звуки взлётов и посадок, смотрел на самолёты. Множество родственников работала в аэропорту и обслуживающих службах. Дядя до сих пор трудится авиадиспетчером. Папин друг детства - бывший пилот морской авиации, летавший на Бе-12. Самому довелось полетать на Ту-154, Ил-86, Як-42, а также иностранных A319/321, Boeing (не помню модели), Bombardier CRJ-200. Когда учился в институте, немного играл в MS Flight Simulator, включая шикарное дополнение от энтузиастов «Проект Туполев», где самому нужно было производить сложнейшую процедуру по запуску двигателя. Ещё стоит сказать о почти родной мне Самаре, где собирали Ту-154. Поэтому очень рад, что в мою фотоколлекцию наконец-то попали самолёты. И хочется ещё!
21.
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8354.jpg)
22. Пишите отзывы, зовите на съёмки! ;)
![](http://www.ikunin.ru/photo/2016/spottingdme16/IMG_8361.jpg)
Материалы по теме:
Ту-154. Моя легенда
Бугуруслан
Готов провести фотосъёмку различных событий, мероприятий, спортивных соревнований и тренировок. С меня фото, рассказ и всяческий пиар. Подробности здесь.
Дата публикации: 19.02.2017
Автор: Дмитрий Икунин