Зимний споттинг в Домодедово 2016


В декабре московской аэропорт Домодедово провёл традиционный споттинг для любителей авиации. Поводом послужил прилёт Boeing 777 «Австрийских авиалиний». Погода, конечно, подкачала. Тем не менее, сделать несколько кадров удалось. Что такое споттинг и фото красивых самолётов - далее.

Официальный споттинг - мероприятие, которое устраивают PR-службы различных аэропортов для фотографов. Любители авиации получают возможность поснимать самолёты в непосредственной близости: с разных точек между ВПП и рулёжными дорожками. Всё это должно популяризировать полёты на самолётах, создавать положительный имидж аэропорту и авиакомпаниям, а также рекламировать появившиеся новые направления перелётов. Как правило, за год у аэропорта бывает 1-2 споттинга, в зависимости от приоритетов PR-службы. Где-то их больше, если нужно осветить те или иные события. Самые эффективные споттинги в трёх столичных аэропортах: за 1,5-2 часа мероприятия трафик самолётов гораздо больше, чем в региональных портах, где может быть буквально пара рейсов.

01. Автомобиль Follow me, помогающий ориентироваться экипажам самолётов на рулении.



Главное со споттингом - успеть подать заявку. Речь идёт чуть ли не о секундах, так как желающих гораздо больше, чем мест (как правило, их порядка 50). После одобрения заявки, в назначенный день, примерно за час до начала мероприятия, споттеров собирают в аэропорту, выдают яркие светоотражающие жилетки и пропуски. Сотрудники аэропорта перевозят фотографов организованной группой от точки к точке, на тех же автобусах, что доставляют пассажиров к трапам. Соответственно, важная задача для каждого - попытаться найти интересный вид и ракурс, который не был бы копией того, что сделали твои коллеги.

02. Boeing 737 NordStar рулит на вылет в Махачкалу.



Ту-204 - среднемагистральный лайнер, разработанный московским Конструкторским бюро имени Туполева в конце 1980-х годов для замены легендарного Ту-154. Начало эксплуатации состоялось в 1996 году. Производство было развёрнуто на двух заводах: «Авиастар-СП» (Ульяновск) и КАПО имени С.П. Горбунова (Казань). Всего изготовлен 81 самолёт. С 2012 года осуществляется штучная сборка - ежегодно собирают 1-2 самолёта. Пик - 10 штук, пришёлся на 2008 год. Сейчас в эксплуатации находится около 43 бортов, почти половина используется государством (СЛО «Россия» - 17, ВВС РФ - 4). Вмещает до 210 пассажиров. Одна из модификаций Ту-214 предназначена для президента России. В авариях потеряно четыре самолёта данной серии.

03. Ту-204-100 авикомпании RedWings, базирующейся в Домодедово и являющейся крупнейшим эксплуатантом самолётов этого семейства.



Судьба Ту-204 сложилась неудачно. Самолёт появился во время распада СССР и не смог выдержать конкуренции с иностранными аналогами. Отсутствие массового производства и своевременного послепродажного обслуживания (запчасти и ремонт), вкупе с экипажем из трёх человек, в рыночной экономике остановили проект. В конце 2010 года состоялся первый полёт глубокой модификации самолёта Ту-204СМ с экипажем из двух человек. Говорилось о поддержке государством данной программы, но, вероятно, время уже ушло. Насколько я понимаю, именно Ту-204СМ снимался в недавнем фильме «Экипаж».

04.



Современная гражданская авиация представлена двумя монстрами, конкурирующими друг с другом - американской Boeing и европейской Airbus. В год они производят около 700 и 600 самолётов, соответственно. Львиную долю составляют семейства Boeing 737 и Airbus A319/320/321. Унификация в подборе и обучении экипажей и обслуживающего персонала, наличие запасных частей и разветвлённая сеть технической поддержки делают этих двух производителей явными фаворитами для эксплуатации техники большинством авиакомпаний.

05. Boeing 737-800 - новое поколение (Next Generation) легендарного самолёта. За двадцать лет производства было построено более 6 тысяч машин.



NordStar - молодая «дочка» «Норильского никеля», существующая с 2008 года и созданная для полётов на север России (Норильск, Красноярск, Новосибирск). По итогам 2016 года компания стала 13-й в России по количеству пассажиров. Её парк самолётов (15 штук) составляют Boeing 737 (10) и красивые турбовинтовые ATR 42-500 (5). Долгое время на моём рабочем столе висели фотографии ATR, снятые зимой на нескольких северных аэродромах.

06. Airbus A319 «Уральских авиалиний» готовится к вылету в Екатеринбург.



«Уральские авиалинии» (Ural Airlines), помимо Домодедово, базируются в Екатеринбурге (аэропорт Кольцово) и входят в пятёрку ведущих авиакомпаний страны. В парке уральцев представлены самолёты только семейства A319/320/321: 7, 20 и 11 лайнеров, соответственно. Всего получается 38 штук.

07. Airbus A321 S7, вылетающий в солнечный Тбилиси.



«Сибирь», летающая под брендом S7 Airlines, - самая яркая и заметная российская авиакомпания. В том числе зелёный ребрендинг и активный пиар позволяют S7 уступать по количеству перевезённых пассажиров только «Аэрофлоту». Сибиряки летают как на A320, так и на 737-х, имея всего 65 судов и 80 пунктов назначения.

08.



Максимальную лояльность «Сибири» лично для меня принесли люди, работавшие и работающие в авиакомпании. В середине 2000-х штурманом на Ту-154 летал Дмитрий Лебедев, который выпустил четыре фильма от первого лица о всех этапах полёта: «Полёт на север», «Навстречу Солнцу», «Новый Уренгой» и «Полёт в столицу». Отличное кино о романтике неба и любви к авиации. Крутейшее видео «не болтай!» (обязательно смотрите его ниже!), которым я засматривался ещё 10 лет назад, снял именно Дмитрий. Второй удачный пример - это нынешний пилот S7 Юрий Яшин (@airguide), работавший во Внуково диспетчером и ведший фотоблог в ЖЖ, а затем переучившийся на пилота. Сейчас у него в инстаграме 65 тысяч подписчиков - столько же, сколько у официального аккаунта авиакомпании. А его посты в ленте лайкают даже мои знакомые девушки, которых в интересе к авиации сложно было заподозрить.





09. Хвост национального перевозчика Беларуси «Белавиа», осуществившего в 2016 году ребрендинг. Совсем новый Boeing 737 на маршруте Москва — Минск используется как воздушное такси, совершая по несколько рейсов в день.



Дубай каким-то невероятным образом за пару десятилетий превратился в огромный современный туристический центр. Весомый вклад внесла авиакомпания Emirates. Местный аэропорт стал связующим пунктом между Европой, Азией и Африкой. Соответственно, флот у арабов составляют преимущественно дальнемагистральные A380 (94 машины) и Boeing 777 (150 штук), чьим крупнейшим эксплуатантом Emirates и является. Всего в парке около 250 самолётов. Ещё стоит отметить, что «Эмирейтс» склонны к роскоши и созданию максимального комфорта для пассажиров, что логично, учитывая происхождение компании и длительность перелётов.

10. Boeing 777 прилетел из тёплого Дубая.



Boeing 777 - самый крупный в мире двухмоторный турбовентиляторный пассажирский самолёт, начал эксплуатироваться в 1995 году. В зависимости от компоновки, самолёт вмещает от 305 до 550 пассажиров. В салоне эконом-класса может стоять конфигурация кресел 3-4-3. На данный момент произведено без малого 1,500 самолётов трипл-севен. Большинство сверхдальних беспосадочных перелётов, чья длительность может достигать 18 часов, осуществляется на трёх семёрках.

11.



12. Транспортный Boeing 747 Asiana Airlines, прилетевший из Сеула. Один из самых узнаваемых самолётов мира за счёт горба верхней палубы.



Лучшим литературным произведением об авиации я считаю творчество Василия Ершова - пилота из Красноярска, долгое время летавшего на Ту-154 и воспевшего в своих книгах любовь к этой машине и вообще к авиации. Не менее впечатляющим по качеству стоит признать и документальный фильм ещё одного поклонника авиации Дмитрия Черкасова «Ту-154. Моя легенда», о котором я уже писал.

13. Ту-154 «Алросы» (RA-85684) на стоянке.



Борт на фото выше стал участником одного из наиболее легендарных авиационных проишествий - аварийной посадки в Ижме. В сентябре 2010 года самолёт «Алросы» направлялся из Якутии в Москву, как на нём отказало электрическое питание (перестали работать навигация, связь, насосы для перекачки топлива) и случилось много чего хорошего. Экипаж собирался уже совершать опасное приводнение на реку, как заметил заброшенный аэродром. Самолёты на нём уже не принимали много лет, он использовался только как вертолётная площадка. И даже в лучшие времена ВПП не была расчитана на приём таких судов. Саму полосу добровольно поддерживал в достойном состоянии смотритель. Пилоты Ту-154 смогли благополучно приземлиться и никто серьёзно не пострадал. Максимально облегчённый борт лётчики-испытатели затем перегнали в Самару на «Авиакор» (завод-изготовитель), где он прошёл ремонт и вернулся в строй. Эти события легли в сюжет фильма «Ёлки 2». Примечательно, что командиром воздушного судна в том полёте являлся Евгений Новосёлов, начинавший свою карьеру в Бугурусланском лётном училище, о котором я вспоминал во время рассказа о данном городе.

14. Садится главный объект споттинга, ради которого аэропорт и собирал публику.



15. На рулении Boeing 777 Austrian Airlines из Вены.



«Австрийские авиалинии» появились в 1957 году. Базовый аэропорт - Вена-Швехат. Вместе с соседями из Швейцарии SWISS, компания входит в крупнейший европейский авиаконцерн Lufthansa. Флот Austrian Airlines составляют 78 самолётов, в том числе: 6 - Boeing 767, 5 - Boeing 777, 29 - семейства A320. Остальной парк состоит из небольших бортов от Bombardier, Embraer и Fokker.

16. Красно-белые хвосты самолётов Austrian Airlines украшает стрелка (Austrian Chevron), напоминающая формой бумажный самолётик.



17. Австрийцы широко используют бренд myAustrian. На их сайте можно встретить слоганы «мой КОМФОРТ», «моё ТЕПЛО», «мой ПУТЕВОДИТЕЛЬ», «мой СУВЕНИР», «мои Австрийские каникулы» и т.д.



Интересно, что Austrian Airlines несколько лет назад поглотила авиакомпанию Lauda Air, основанную трёхкратным чемпионом мира Формулы-1 Ники Лаудой. Его смело можно назвать в числе самых известных австрийских спортсменов. В 2013 году вышел достойный и интересный фильм «Гонка», в котором Лауде уделено одно из двух главных мест. Сама же Lauda Air называла свои самолёты в честь знаменитостей, в том числе: Фредди Меркьюри, Джордж Харрисон, Курт Кобейн и Фрида Кало.

18.



В Москву прилетел Boeing 777-200ER (где ER - повышенная дальность), хотя регулярные рейсы осуществляются на Аэробусах. Дальность полёта 777-200ER составляет 14,000 километров, максимальная скорость - 965 км/ч. На этой модели был установлен рекорд по полёту с одним двигателем - 177 минут.

19.



К сожалению, с погодой мне везло только раз - в один из приездов в Коломну. Остальные мероприятия или поездки, как правило, заливал дождь, засвечивало солнце, они отменялись и т.д. На дебютном споттинге удача тоже не была благосклонна. Накануне и на следующий день стояла отличная солнечная погода. А в нужный день и час было депрессивно пасмурно, повалил обильный снег и даже образовался туман. Сделать яркие и сочные кадры стало просто невозможно: между объективом и самолётами стояла стена снега. Надеюсь, что в будущем удастся попасть на споттинг в хорошую погоду!

20. Airbus A320 «Сибири» готовится к вылету в Пермь.



Тема авиации для меня близка с самого детства. Где-то раз в месяц я регулярно ездил во Внуково. Постоянно ходил мимо комплекса зданий 235-го отряда (сейчас это Специальный лётный отряд «Россия»), слушал звуки взлётов и посадок, смотрел на самолёты. Множество родственников работала в аэропорту и обслуживающих службах. Дядя до сих пор трудится авиадиспетчером. Папин друг детства - бывший пилот морской авиации, летавший на Бе-12. Самому довелось полетать на Ту-154, Ил-86, Як-42, а также иностранных A319/321, Boeing (не помню модели), Bombardier CRJ-200. Когда учился в институте, немного играл в MS Flight Simulator, включая шикарное дополнение от энтузиастов «Проект Туполев», где самому нужно было производить сложнейшую процедуру по запуску двигателя. Ещё стоит сказать о почти родной мне Самаре, где собирали Ту-154. Поэтому очень рад, что в мою фотоколлекцию наконец-то попали самолёты. И хочется ещё!

21.



22. Пишите отзывы, зовите на съёмки! ;)



Материалы по теме:
Ту-154. Моя легенда
Бугуруслан

Готов провести фотосъёмку различных событий, мероприятий, спортивных соревнований и тренировок. С меня фото, рассказ и всяческий пиар. Подробности здесь.

Дата публикации: 19.02.2017
Автор: Дмитрий Икунин



comments powered by HyperComments