Авиация России на форуме «Армия 2018»


С 21 по 26 августа в Подмосковье прошёл Международный военно-технический форум «Армия 2018». В его рамках на аэродроме Кубинка состоялись демонстрационные полёты пилотажных групп «Русские Витязи», «Стрижи» и «Беркуты», а также была выставлена статическая экспозиция из самых разнообразных машин. Красивые фото самолётов и вертолётов - в фоторепортаже.

Смотрите также: Авиация | Споттинг во Внуково 2017 | Зимний споттинг в Домодедово 2016 | Лучшие фотографии 2017 года


Международный военно-технический форум «Армия» проводится с 2015 года. Это самая масштабная площадка России для показа современных образцов вооружения, военной и специальной техники. Форум 2018 года прошёл с 21 по 26 августа недалеко от подмосковной Кубинки - в парке «Патриот», на аэродроме Кубинка и полигоне «Алабино». По сообщению Минобороны России, в работе форума приняли участие делегации из более, чем 100 стран мира, включая 18 министров обороны. Основное внимание было приковано к бронированной технике и мероприятиям в «Патриоте», однако на аэродроме Кубинка проходили даже более увлекательные события, причём свободные для посещения. От железнодорожной станции до аэродрома организаторы пустили бесплатные шаттлы. Полёты включали в себя одиночный пилотаж Су-30, Су-34 и Ка-52, показ манёвренных возможностей Як-130 и Як-152 и выступление «Стрижей», «Русских Витязей» и «Беркутов».

01.
Як-152


Аэродром Кубинка (международный код UUMB) является военным аэродромом, находящимся в 5 километрах от одноимённого города. 20-тысячная Кубинка расположена на западе Московской области и через неё проходит Белорусское направление железной дороги. Помимо аэродрома рядом с городом имеется военно-патриотический парк «Патриот», открытый в 2014 году. Именно в нём проходят основные мероприятия форума «Армия» и другие события военной направленности. Сам же аэродром, теперь входящий в состав парка, открылся в 1938 году и до 2009-го являлся аэродромом совместного базирования. В Кубинке одна взлётно-посадочная полоса: бетонная размером 2500х79 метров (04/22). На аэродроме базируется 237-й гвардейский Проскуровский Краснознамённый орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники (ЦПАТ) имени Ивана Кожедуба, состоящий из «Русских Витязей» и «Стрижей». Сейчас это главная школа пилотажного мастерства в России. В советское время в Кубинке базировалось до трёх истребительных авиационных полков.

02.
Центр показа авиационной техники в Кубинке


Пилотажные группы, демонстрирующие аэробатику на самолётах и вертолётах, стали активно появляться во всём мире в 1950-60-х. Их изначальной задачей являлись демонстрация мощи военно-воздушной техники и увеличение интереса общественности к авиации. Наиболее известные коллективы: «Патруль де Франс» (Франция), «Фречче триколори» (Италия), «1 августа» (Китай), «Буревестники» (США) и «Красные Стрелы» (Великобритания). Всего порядка 20 стран имеют свои группы на реактивных самолётах, ещё около 15 государств располагают коллективами на винтовых самолётах. Группы выступают на крупных праздниках и авиасалонах. Как правило, во время показательных полётов на самолётах используются генераторы дыма в цветах национальных флагов. Многие иностранцы летают на лёгких учебно-боевых самолётах, в то время как россияне применяют преимущественно полноценные боевые самолёты. Интерес к аэробатике в мире у публики настолько высок, что известный производитель энергетических напитков запустил собственный чемпионат Red Bull Air Race.

03. Одиночный пилотаж Су-34.
Су-34 (RF-81851)


Авиацонные выступления могут быть одиночными, парными и групповыми. Одиночные выступления достаточно бедны с точки зрения фотографа и зрителя, зато в них можно увидеть широкие возможности машин, уникальные фигуры (например, кобра Пугачёва или чакра Фролова) и оценить гигантские перегрузки, испытываемые пилотами. Наиболее зрелищен групповой пилотаж, когда используется цветной дым, а в конце показа происходит отстрел тепловых ловушек. В арсенал «Стрижей» и «Русских Витязей» входят самые разные пилотажные порядки («пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест», «крыло», «копьё»), в которые группы перестраиваются по ходу своих выступлений. Также с «нулевых» годов два ведущих российских коллектива стали практиковать совместные выступления, причём на разных типах самолётов.

04. Групповой пилотаж «Русских Витязей» на Су-30СМ.
Русские Витязи / Су-30СМ


Во времена СССР все авиационные конструкторские бюро находились в Москве, за исключением КБ морского самолётостроения в Таганроге (сейчас - ТАНТК им. Бериева). Они появились в 1930-е годы, в основном, выделением из КБ Туполева (основано в 1922-м) и научного центра ЦАГИ: Ильюшин - 1933, Яковлев - 1934, Бериев - 1934, Микоян (МиГ) - 1939, Сухой - 1939. Особняком из авиацонных КБ стоит киевское бюро Антонова, созданное в 1946 году в Новосибирске, а в 1952 году перебазировавшееся в Киев, столицу второй системообразующей республики СССР.

05. Як-130, сконструированный в КБ Яковлева.
Як-130



Разработчик истребителей «МиГ» появился в 1939 году. Первыми главными конструкторами стали Артём Микоян (брат многолетнего члена Политбюро Анастаса Микояна) и Михаил Гуревич, в честь которых и было названо бюро. Уже истребитель МиГ-3, применявшийся на фронте в 1941-43 годах, был построен в количестве 3100 экземпляров. Сразу после войны разработан МиГ-15 - самый массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации (более 15 тысяч машин). Его сменил и использовался до начала 70-х МиГ-17 (10 тысяч машин). Затем последовали первый советский серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19 (6,5 тысяч машин), самый массовый истребитель 3-го поколения МиГ-21 (11,5 тысяч машин) и менее массовые, но также знаковые МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-31.

06. Взлёт МиГ-29УБ группы «Стрижи».
Стрижи / МиГ-29УБ (RF-92804)


Сейчас Российская самолётостроительная корпорация «МиГ» (РСК «МиГ»), единственная в России специализирующаяся только на выпуске военных самолётов, представляет предприятие полного цикла и состоит из нескольких подразделений и филиалов: ОКБ им. Микояна (разработка) и производственный комплекс в Москве, подмосковные лётно-испытательный центр в Жуковском и Луховицкий авиационный завод, авиастроительный завод «Сокол» в Нижнем Новгороде и машиностроительный завод в Калязине. Всего построено около 45 тысяч самолётов марки МиГ, из них 11 тысяч поставлены на экспорт. За рубежом по лицензии выпущено ещё свыше 14 тысяч истребителей МиГ.

07. МиГ-29УБ группы «Стрижи».
Стрижи / МиГ-29УБ (RF-92804)


08. Взлёт группы «Стрижи» на самолётах МиГ-29.
Стрижи / МиГ-29


Авиационная группа высшего пилотажа «Стрижи» появилась в мае 1991 года. История показательных групп в Кубинке ведётся с начала 50-х годов, когда сформировали 234-й истребительный полк для проведения воздушных парадов над Москвой. Именно этот полк в 1983 году первым в СССР получил новейшие истребители МиГ-29, на которых «Стрижи» летают до сих пор. Необходимость в отдельных группах высшего пилотажа возникла в конце 80-х. Тогда отечественные боевые самолёты стали активно демонстрироваться на международных авиасалонах и, после завершения социалистических отношений с другими странами, российские самолёты стало нужно продавать за реальные деньги.

09. Взлёт группы «Стрижи».
Стрижи / МиГ-29


Когда в СССР в 70-е создавали истребитель четвёртого поколения, то Су-27 решили сделать тяжёлым, а МиГ-29 лёгким истребителем. Он должен был располагаться вблизи линии фронта, прикрывать войска с воздуха и сопровождать штурмовики и бомбардировщики. Модификация МиГ-29УБ стала первым учебно-боевым самолётом с параметрами и боевыми возможностями, идентичными боевому самолёту. МиГ-29 может развивать максимальную скорость в 2500 км/ч, подниматься на высоту 18 км и летать до 2,5 часов. Основные модификации самолёта, а также двигатели, собираются в Москве.

10. МиГ-29УБ набирает высоту.
Стрижи / МиГ-29УБ (RF-92804)


МиГ-29 оснащаются двумя турбореактивными двухконтурными двигателями РД-33 с тягой на форсаже 2х8300 кгс. РД-33 разработан в 1970-е ленинградским ОКБ Климова. Масса двигателя составляет 1055 кг, а длина 4,23 м. Подфюзеляжные воздухозаборники при рулении на земле закрываются специальными шторками, предотвращающими попадание мусора в двигатели. Когда говорят, что Москва ничего не производит - это не так. Например, РД-33 собираются именно в столице, на Московском машиностроительном предприятии имени В. В. Чернышёва в Тушино, на котором когда-то работали вратарь Лев Яшин и музыкант Гарик Сукачёв. Всего выпущено около 5 тысяч таких двигателей.

11. МиГ-29УБ с закрытыми воздухозаборниками.
Стрижи / МиГ-29УБ (RF-92804)


12. МиГ-29УБ - наверное, один из самых красивых самолётов в мире.
Стрижи / МиГ-29УБ (RF-92804)


13. Пилот группы «Стрижи».
Стрижи / МиГ-29УБ (RF-92804)


По географии поставок МиГ-29 можно изучать мир: Индия, Иран, Польша, Алжир, КНДР, Малайзия, Перу, Куба, Сирия, Судан, конечно, бывший СССР (Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан) и ещё полтора десятка стран, где использовался или используется МиГ-29. Широкое распространение самолёта, которых выпустили более 1600 единиц, позволило ему поучаствовать во многих военных конфликтах последних 30 лет. Наиболее интересны бои с F-15 и F-16 американского производства во время Войны в Персидском заливе и операции НАТО против Югославии. На 2018 год в России на вооружении состоят порядка 125 МиГ-29 в ВВС и ещё 25 в составе авиации Военно-морского флота. Со следующего года планируется заменять их на новейшие МиГ-35.

14. Групповой пилотаж «Стрижей» на МиГ-29.
Стрижи / МиГ-29


15. Сопла двигателей МиГ-29УБ.
Стрижи / МиГ-29УБ (RF-92804)


16. Групповой пилотаж «Стрижей» на МиГ-29.
Стрижи / МиГ-29


17. Групповой пилотаж «Стрижей» на МиГ-29.
Стрижи / МиГ-29


18. Групповой пилотаж «Стрижей» на МиГ-29.
Стрижи / МиГ-29


19. Российский телеканал TV BRICS берёт интервью. В выходной день в кубинском авиакластере выступила китайская группа «1 августа» на истребителях Chengdu J-10.
Телеканал TV BRICS


20. На посадке при пробеге военными часто применяется тормозной парашют для уменьшения нагрузки на тормоза и шасси.
Стрижи / МиГ-29 (RF-91929)


21. Пилот группы «Стрижи».
Стрижи / МиГ-29


22. Тормозной парашют на МиГ-29.
Стрижи / МиГ-29


23. Группа подбора тормозных парашютов.
Группа подбора тормозных парашютов


24. Двухместная кабина МиГ-29УБ.
Стрижи / МиГ-29УБ (RF-91945)


25.



26. Лётчики «Стрижей».
Стрижи / МиГ-29


27. МиГ-29УБ на фоне транспортника Ил-76.
Стрижи / МиГ-29УБ (RF-91945)



На статической экспозиции выставили все актуальные машины ПАО «Туполев», старейшего конструкторского бюро страны, появившегося в 1922 году. Во-первых, это все три самолёта дальней авиации России, одной из частей ядерной триады - Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3. Также пригнали Ту-214, сделанный для программы «Открытое небо». Фактически Ту-214 (специализированный вариант гражданского Ту-204), выпускаемый в Казани, остался единственным самолётом прославленного бюро, который производится в настоящее время. Три показанных типа бомбардировщиков проходят только модернизацию и продление срока эксплуатации.

28. Гордость отечественной авиации, сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 «Белый лебедь».
Ту-160 (RF-94102)


29. Как и у США с B-52, в строю стратегический ракетоносец, разработанный более 60 лет назад. Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС. Основной самолёт для доставки ядерного оружия с воздуха. Делался в Самаре (тогда ещё Куйбышеве).
Ту-95МС (RF-94124)


30. На основе Ту-95 спроектировали пассажирский Ту-114 с такими же турбовинтовыми двигателями НК-12 (их ещё ставили на гигантский транспортник Ан-22 «Антей»).
Ту-95МС (RF-94124)


Договор по открытому небу (Open Skies) в 1992 году подписали 23 страны-члены Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), также его участниками стали США и Канада. Целью договора является возможность для участников совершать облёты территорий друг друга для контроля вооружений. Мало, кто знает, но Россия спокойно летает над территорией США и обследует её поверхность. Также и другие страны, в рамках квот, летают над Россией. В США и Канаду полёты совершались на Ту-154М, а в Европу - на Ан-30Б. Пять лет назад под эту программу сделали современные Ту-214ОН. После их появления и начала Крымского кризиса США противились использованию данных самолётов с новейшей электроникой и системами наблюдения. И только в сентябре 2018 года Ту-214 с цифровой камерой OSDCAM4060 получил полноценную сертификацию.

31. Ту-214ОН (RF-64525). Гражданские версии таких самолётов эксплуатирует авиакомпания Red Wings.
Ту-214ОН (RF-64525)


32. Самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки «Открытое небо» Ан-30Б.
Ан-30Б


33. Застеклённая кабина штурмана-аэрофотосъёмщика Ан-30Б.
Ан-30Б


34. Киевское КБ Антонова специализировалось на надёжной и неприхотливой технике. Ан-148-100Е, производившийся в Воронеже. Их эксплуатировали «Саратовские авиалинии» и продолжает использовать авиакомпания «Ангара». Российские военные своим заказом на 15 Ан-148 (ещё десяток заказали российские спецслужбы) продлили жизнь задыхающемуся воронежскому заводу, производящему в год по одному Ил-96 для президентского авиаотряда.
Ан-148-100Е (RA-61730)


35. Мало знакомый жителям больших городов чешский Л-410УВП-Е20 - экономичный и способный взлетать с плохо подготовленных полос. Кажущийся вечным самолёт продолжает выпускаться, а с недавних пор данный проект выкупил холдинг УГМК для локализации производства на заводе в Екатеринбурге.
Л-410УВП-Е20 (RF-67742)


36. Противолодочный самолёт Ил-38Н «Михаил Вербицкий», сделанный на базе Ил-18 (предшественника Ту-154). Авиация Военно-морского флота использует более 20 таких машин, причём, несмотря на архаичность, «38-е» проходят модернизацию и продолжают летать на поиск подводных лодок.
Ил-38Н (RF-75308)


37. В шоу внезапно втесался штурмовик Су-25, видимо, после ремонта. Сделал пробежку по ВПП и отстрелил тормозной парашют.
Су-25


38. Пилот Су-25.
Су-25



Серьёзным игроком на авиационном рынке России в последние годы стала корпорация «Иркут», созданная в 2002 году на базе ИАЗ. Её основные подразделения - московский Инженерный центр им. А.С. Яковлева (бывшее ОКБ им. Яковлева), поглощённый корпорацией в 2004-м с сокращением персонала и распродажей столичной недвижимости, и Иркутский авиационный завод (ИАЗ). Таким образом, бюро Яковлева, последним серьёзным успехом которого стали пассажирские Як-40 и Як-42, созданные в 60-70-е годы, прекратило самостоятельное существование. Основная производственная площадка ОКБ, Саратовский авиазавод, окончательно закрылась в 2012-м. ИАЗ производит Су-30 в различных модификациях (с 1997-го), Як-130 (с 2008), МС-21 (с 2014) и Як-152 (с 2016). Для понимания масштаба ИАЗа достаточно сказать, что на заводе работает порядка 12,5 тысяч человек.

39. Як-130.
Як-130


В настоящее время основными проектами «Иркута» являются новейший среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21 (полный цикл), производство многоцелевых Су-30СМ/Су-30МК и запуск в серию учебно-боевого Як-130 и самолёта первоначальной подготовки Як-152. С учётом того, что МС-21 в качестве главной надежды российского авиапрома заменяет SSJ100, «Иркут» в ближайшие годы должен стать наиболее медийной и финансово мощной компанией в этой сфере.

40. Як-130.
Як-130


Учебно-боевой самолёт Як-130 пришёл на смену основному учебно-тренировочному самолёту стран Варшавского договора чешскому L-39 Albatros, производившемуся в 1970-99 годах (на 2016 год в России ещё эксплуатировалось около 150 таких машин). Тендер на замену L-39 объявили в конце 80-х, однако из-за ситуации в стране разработка и испытания Як-130 затянулись до 2009 года. Самолёт предназначен для подготовки военных лётчиков, которые затем будут летать на истребителях поколения 4++ и 5. Сначала Як-130 выпускали на нижегородском заводе «Сокол», а затем перенесли производство в Иркутск. Як-130, оснащённый производящимися в Москве турбореактивными двигателями АИ-222-25Ф, развивает скорость до 1050 км/ч и поднимается на высоту 12 500 м. Для взлёта и посадки Яку требуется полоса длинной менее одного километра. Самолёт может нести на внешней подвеске боевое вооружение: ракеты и бомбы массой до 3 тонн. Экипаж составляет 2 человека.

41. Як-130.
Як-130


С февраля 2010-го Як-130 стали получать ВВС РФ, а в 2011 году начались экспортные поставки. В апреле 2015-го первые машины получили ВВС Беларуси, а осенью ВВС Бангладеша. Всего построено более 150 машин. К 2018 году более 100 Як-130 эксплуатируются Вооружёнными силами России (из 106 самолётов 12 построены в Нижнем Новгороде, а 94 в Иркутске). По 16 машин поставлено в Алжир и Бангладеш, 8 получила Беларусь и ещё 6 - Мьянма. Экспортная цена самолёта составляет $15 млн. За нынешний год российские ВС должны получить 10 самолётов Як-130. На Як-130 летает пилотажная группа из Борисоглебска «Крылья Тавриды», созданная в 2014 году.

42. Як-130.
Як-130


Новейший учебно-тренировочный самолёт Як-152 совершил первый полёт 29.09.2016 и предназначен для начальной подготовки пилотов (техника пилотирования и знакомство с пилотажно-навигационным оборудованием). Для этого в нём два места: переднее для курсанта, заднее - для инструктора. По сути, это аналог сверхпопулярного австрийского Diamond для военных училищ. Самолёт унифицирован с более продвинутым Як-130, но оснащён поршневым двигателем. Любопытно, что силовая установка представляет из себя 12-цилиндровый дизельный двигатель RED A03T, разработанный компанией из Германии, которую основал выходец из России, закончивший Казанский авиаинститут и работавший на ВАЗе. Як-152 может развивать максимальную скорость до 500 км/ч, хотя крейсерская составляет 380 км/ч, а практический потолок 4000 м. Як-152 - очень лёгкая машина, его максимальный взлётный вес всего 1480 кг. Детище ОКБ Яковлева, специализировавшегося на учебных самолётах, и корпорации «Иркут» «оживает» прямо сейчас. Только в мае 2018-го в ЦАГИ завершились статические испытания лётного прототипа. Заказчиками самолёта являются Минобороны РФ (в 2015 году планировали закупить 150 машин, а в этом году количество возросло до 230), ДОСААФ России (105 самолётов) и ДОСААФ Беларуси, но пока серийный выпуск не начат. По расчётам, срок эксплуатации Як-152 составит 30 лет.

43. Як-152.
Як-152



Российское вертолётостроение с 2007 года собрано в холдинг «Вертолёты России», являющийся «дочкой» государственной корпорации «Ростех». В отличие от гражданских самолётов, вертолёты из России высоко котируются на международном рынке. В мировых продажах на долю холдинга приходится около 10-12%, а показатели по боевым, средним и тяжёлым вертолётам выше. За 2017 год предприятия холдинга произвели 205 новых вертолётов и выполнили капитальный ремонт 148 машин. За 2017 год выручка «Вертолётов России» составила 229 млрд руб, а чистая прибыль - 27 млрд. Многие годы отечественные вертолёты представлены двумя крупными игроками: расположенными по соседству в подмосковных Люберцах заводами имени Миля и Камова. Первые делают вечный, самый массовый вертолёт в мире, многоцелевой Ми-8 и самый грузоподъёмный вертолёт в мире Ми-26, а вторые достигли успехов в производстве соосных вертолётов (это когда один винт находится над другим).

44. Вертолёт Ми-26Т2В.
Ми-26Т2В


На форуме «Армия» представили новейший тяжёлый вертолёт Ми-26Т2В, отличающийся от базовой модели интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования НПК90-2В, упрощающим пилотирование. Эксплуатация Ми-26 началась в 1980 году. Всего на ростовском заводе произведено более 300 машин, около 15% из них отправлены на экспорт. Крупнейшими зарубежными эксплуатантами Ми-26 выступают Алжир, Индия, Китай, КНДР, Казахстан и Беларусь. Основными гражданскими операторами машины являются работающие на севере Сибири «ЮТэйр» и «СКОЛ», располагающие более, чем десятком подобных вретолётов. Ми-26, крупнейший транспортный вертолёт в мире среди серийных, настолько огромен, что в нём могут поместиться 82 десантника - вместимость уровня ближнемагистральных самолётов. К сожалению, военным однажды удалось загрузить на борт 142 военнослужащих. Интересно, что Ми-26 довелось транспортировать самолёт Ту-134 из петербургского аэропорта Пулково на базу МЧС. Характеристики Ми-26Т: диаметр несущего винта - 32 м, длина - 40 м, высота - 8 м, максимальная взлётная масса - 56 т, мощность двигателей - 11 400 л. с., крейсерская скорость - 265 км/ч, перевозка грузов массой до 20 т.

45. Ми-26Т2В.
Ми-26Т2В


Знаковым событием для российского вертолётостроения стал лёгкий многоцелевой вертолёт «Ансат». Прежде вертолёты в России разрабатывали бюро Миля и Камова, а «Ансат» (с татарского - несложный, простой) стал детищем Казанского вертолётного завода, занимающегося производством милевских машин. Совершивший первый полёт в 1999-м вертолёт оказался востребован военными, медиками и специалистами МЧС. Минобороны закупает учебную версию «Ансат-У», и на 2018 год у них уже 45 «Ансатов». Первым медицинскую версию (стоимостью около 225 млн руб) осенью 2016-го получил родной Татарстан, а с прошлого года вертолёты для санитарной авиации стали распространяться по другим регионам. Тогда казанцы передали 6 вертолётов. В 2018-м КВЗ должен поставить уже 12 медицинских «Ансатов», а план по всем версиям на год - 45 штук.

46. Лёгкий многоцелевой вертолёт «Ансат-У».
Ансат-У (RF-13466)


Ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник» предназначен для поддержки наземных войск, уничтожения танков и другой бронированной техники. Разработка Ми-28 велась с 1978 года, первый полёт опытной машины состоялся спустя четыре года, а в 1989-м вертолёт демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже. Государственные испытания Ми-28Н, версии способной использоваться ночью, развернулись в 2005-08 годах. Первые серийные машины поступили в войска в январе 2008-го - их получил центр в Торжке. Основными эксплуатантами вертолёта, помимо учебного Центра в Тверской области, являются части, базирующиеся в Будёновске (Ставропольский край), Кореновске (Краснодарский край), Зернограде (Ростовская область) и Острове (Псковская область).

47. Ми-28Н.
Ми-28Н (RF-91088)


Экипаж Ми-28Н состоит из двух человек - лётчика (располагается в верхней кабине) и штурмана-оператора. Вертолёт отличает высокая манёвренность: он способен выполнять мёртвую петлю и бочку, лететь назад и вбок (со скоростью до 100 км/ч). Оборудован двумя двигателями мощностью 2200 л. с. Взлётная масса - 11 тонн, крейсерская скорость - 265 км/ч, статический потолок - 3600 м. Вертолёт оснащён подвижной 30-мм пушкой 2А42 (производится в Туле) с боекомплектом 250 снарядов. На 4 узла внешней подвески можно подвесить различное вооружение массой 2 тонны.

48. Ми-28Н группы «Беркуты».
Беркуты / Ми-28Н


Пилотажная группа «Беркуты», летающая на вертолётах Ми-28Н, ведёт отсчёт своей истории с апреля 1989 года. Эскадрилья была основана в небольшом городе Торжок Тверской области. Хотя вертолётная группа и менее известна, чем её коллеги, но «Беркуты» регулярно выступают на авиасалоне МАКС, авиацонных праздниках в российских городах и участвуют в групповых пролётах над Красной площадью во время парадов 9 мая. Долгое время торжокские вертолётчики летали на Ми-24, а с 2012 года стали выполнять полёты на шести Ми-28Н и одном Ка-52. Уникальность «Беркутов», во-первых, в малом числе аналогичных вертолётных групп в мире (их всего около семи), а во-вторых в использовании боевых вертолётов (зарубежные коллеги применяют в основном многоцелевые вертолёты).

49. «Беркуты» на Ми-28Н.
Беркуты / Ми-28Н


Выпускаются Ми-28Н в Ростове-на-Дону на «Роствертоле». Стоимость одной машины составляет $18 млн. Сейчас около 108 Ми-28 состоят на вооружении ВВС России, ещё около 15 машин поставлено в Ирак, а Алжир заказал 42 Ми-28НЭ. Любопытно, что после использования Ми-28Н в Сирийской кампании бывший главком ВКС России раскритиковал электронику вертолёта и очки для пилотов.

50. Ми-28Н.
Беркуты / Ми-28Н


51. Отстрел тепловых ловушек на Ка-52.
Ка-52



52. Корабельный истребитель МиГ-29К Морской авиации Военно-морского флота России.
МиГ-29К


53. Всепогодный перехватчик МиГ-31БМ, собиравшийся в Нижнем Новгороде.
МиГ-31БМ (RF-92385)


54. Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24.
Су-24


55. Су-24.
Су-24


56. Новейший многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++ Су-35С.
Су-35С (RF-81763)


57. Присутствовало немного гражданской техники. Лёгкий многоцелевой самолёт СМ-2000 Смоленского авиазавода. В 70-е в Смоленске начинали производить Як-42, однако затем завод выпал из числа крупных авиационных предприятий.
СМ-2000



ОКБ Сухого создало лёгкий бомбардировщик Су-2, применявшийся на начальном этапе Второй мировой войны, а затем ушло в тень, занимаясь экспериментальными разработками. Его даже закрыли в 1949 году и воссоздали только после смерти Сталина. На рубеже 50-60-х появились истребители Су-7, Су-9 и Су-15, каждого из которых собрали более 1000 экземпляров. Первым серьёзным успехом стал истребитель-бомбардировщик Су-17 с крылом изменяемой стреловидности (первый такой советский самолёт), выпущенный без малого серией в три тысячи штук. В конце 70-х и начале 80-х ОКБ Сухого создало три знаковых машины, позволившие предприятию стать ведущей российской фирмой по производству боевых самолётов. Фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25 и истребитель Су-27 эксплуатируются в российских ВВС до сих пор, а Су-27 послужил базой для создания множества модификаций (Су-30, Су-33, Су-34 и Су-35).

58. Су-30СМ.
Су-30СМ (RF-81872)


Многоцелевой истребитель поколения 4+ Су-30 появился в 1992 году. Тогда развитие технологий позволило запихнуть прежде громоздкое оборудование радиолокационного обнаружения на небольшой истребитель. По сравнению с Су-27 на новой модели экипаж составил два человека, чтобы разбираться со сложным электронным оборудованием. Су-30 является самолётом для завоевания господства в воздухе и, соответственно, уничтожения летательных аппаратов противника на широком радиусе действия. Су-30 собирается в Комсомольске-на-Амуре (там же, где и гражданские Суперджеты) и Иркутске (где начали собирать пассажирские МС-21). Новейшая модификация Су-30СМ снабжается двигателями АЛ-31Ф, производящимися в Уфе на УМПО.

59. Су-30СМ.
Су-30СМ (RF-81872)


Ныне холдинг «Сухой» состоит из конструкторского бюро и корпоративного центра в Москве, лётно-испытательной базы в Жуковском, авиазаводов в Комсомольске-на-Амуре (сборка Су-35, новейших Су-57, гражданских Суперджетов, а также всех модификаций Су-27) и Новосибирске (производство Су-34, модернизация Су-24 и изготовление элементов фюзеляжа Суперджетов) и отдельного общества «Гражданские самолёты Сухого», обеспечивающего программу Sukhoi Superjet 100.

60. Лётчики Су-30СМ.
Су-30СМ (RF-81872)


Су-34 пришёл на смену фронтовому бомбардировщику Су-24, поступившему в эксплуатацию в 1975 году. Истребитель-бомбардировщик создали на базе отлично зарекомендовавшего себя тяжёлого истребителя Су-27. Проект затянулся на двадцать лет: разработка началась в 1986-м, а первый полёт серийного экземпляра состоялся в 2006-м. Только в 2014 году Су-34 официально приняли на вооружение российских ВВС. За форму своего носа самолёт получил прозвище «Утёнок». Основным отличием от собратьев по семейству для Су-34 является двухместная кабина с размещением лётчиков по схеме «рядом» (параллельно). Вход в неё не через откидывающийся фонарь, а через нижний люк. Заявлено, что в распоряжении лётчиков имеются биотуалет, спальное место и мини-кухня. Также отличительной чертой является РЛС заднего обзора, расположенная в контейнере между двигателями. Самолёт способен вести воздушный бой с истребителями типа F-15 и F-16 и предназначен для поражения наземных целей противника.

61. Истребитель-бомбардировщик Су-34.
Су-34 (RF-81851)


К нынешнему году ВВС России получили более 120 машин, а всего Минобороны собирается приобрести около 150 подобных самолётов. Су-34 - это именно та машина, которая сейчас активно поступает в войска и заменяет старую советскую технику. Основные эксплуатанты: 36 машин на аэродроме Морозовска (Ростовская область), по 24 самолёта в Воронеже и Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край), 11 - в учебном центре в Липецке, 10 - в Челябинске. На экспорт Су-34 пока не поставлялись, однако используются в военной операции в Сирии.

62. Кабина Су-34.
Су-34 (RF-81851)


Авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи» основана в апреле 1991 года. За свою историю группа побывала участником множества международных авиасалонов и праздников в самых разных российских городах. Долгое время «Русские Витязи» являлись единственной группой в мире, выполнявшей групповой высший пилотаж на тяжёлых истребителях. До конца 2016 года «Витязи» летали на Су-27П и Су-27УБ, а сейчас эксплуатируют дальнейшую модификацию самолёта Су-30СМ. Как и «Стрижи» группа базируется на подмосковном аэродроме Кубинка и входит в состав 237-го Центра показа авиационной техники ВВС России им. И. Н. Кожедуба.

63. Четвёрка Су-30СМ «Русских Витязей».
Русские Витязи / Су-30СМ


64. Четвёрка Су-30СМ «Русских Витязей».
Русские Витязи / Су-30СМ


65. Лётчики «Русских Витязей» приветствуют фотографов.
Русские Витязи / Су-30СМ


66. Су-30СМ проезжали мимо зрителей настолько близко, что порой приходилось пригинать голову, на всякий случай.
Русские Витязи / Су-30СМ (RF-81766)


67. Лётчики «Русских Витязей».
Русские Витязи / Су-30СМ (RF-81766)


68. Су-30СМ.
Русские Витязи / Су-30СМ (RF-81766)


Военные самолёты и вертолёты нужны. Они двигают авиастроение вперёд и защищают свои страны от неприятеля. Подобные авиационные шоу влюбляют в авиацию тысячи людей. Не все станут военными лётчиками. Кто-то будет пилотом гражданской авиации, кто-то станет диспетчером, а кто-то техником по обслуживанию самолётов или вертолётов. Плохо одно - агрессивные, наступальные войны. В войнах нет ничего хорошего. Всем мирного неба над головой!


69. Два Су-30СМ: один на рулении, другой заходит на посадку.
Русские Витязи / Су-30СМ (RF-81766)


Мои фотоцели: в первую очередь, легендарный Ту-154. Также особо интересны Ан-124 (и, конечно, Ан-225), Ту-160, Ту-22М3, МиГ-31, Ту-134, Бе-12. И хочется провинциального налёта и романтики грунтовых аэродромов от Ан-2, L-410 и т.п. Если у вас есть идеи и предложения по съёмке - пишите! :)


70. И пишите отзывы! ;)
Русские Витязи / Су-30СМ (RF-81766)


Все фотографии из Кубинки-2018 можно найти в альбоме Flickr.

Смотрите также:
Авиация
Споттинг во Внуково 2017
Зимний споттинг в Домодедово 2016
Лучшие фотографии 2017 года

Готов провести фотосъёмку различных событий, мероприятий, спортивных соревнований и тренировок. С меня фото, рассказ и всяческий пиар. Подробности здесь.

Дата публикации: 13.10.2018
Автор: Дмитрий Икунин



comments powered by HyperComments